Археологический съезд. Решение съезда.
|
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РАН 24 – 29 октября 2011 г.
|
---|---|
III (XIX) Всероссийский археологический съезд
РЕШЕНИЯ
29 октября 2011 г.
III (XIX) Всероссийский археологический съезд, состоявшийся 24–29 октября 2011 года в Старой Руссе и Великом Новгороде, продолжил традицию проведения крупных национальных форумов для обсуждения актуальных проблем археологической науки. Эта традиция, заложенная археологами дореволюционной России, была возобновлена в 2006 году Новосибирским институтом археологии и этнографии СО РАН и придала новые импульсы для консолидации археологической и исторической науки в изучении древнего прошлого нашей страны и сохранении археологического наследия – одного из важнейших составляющих культурного наследия народов России. III (XIX) Всероссийский археологический съезд посвящен празднованию в 2012 году 1150-летия Российского государства и приурочен к 100-летию XV – последнего дореволюционного – съезда, состоявшегося в Новгороде в 1911 году. Важность данного мероприятия, благодаря которому российские ученые имеют возможность ознакомиться с результатами научных проектов и обсудить актуальные вопросы археологической и исторической науки, отражает быстро растущее число его участников. III (XIX) Всероссийский археологический съезд, главным организатором которого стал Институт истории материальной культуры РАН, собрал более шестисот участников, представляющих научные организации Российской академии наук, высшие учебные заведения, музеи, органы охраны памятников истории и культуры и другие организации из более 60 субъектов Российской Федерации. На Съезде обсуждались фундаментальные проблемы культурно-исторического развития древних обществ от эпохи палеолита до Нового времени, комплексного изучения исторических источников и природной среды, в которой проходил культурогенез народов Евразии, особенностей развития кочевых и оседлых племен на территории нашей страны, проблемы расселения славян и становления русской государственности, вопросы истории развития археологии как науки. Особое место в программе Съезда заняли доклады по археологии Новгорода и Новгородской земли, раскрывающие выдающиеся достижения в изучении средневековых древностей Северо-Запада, значение городских центров Северной Руси в средневековой истории Европы. Археологические исследования последних лет в Новгороде и Приильменье дали важнейший материал для научного обоснования празднования 1150-летия Российского государства в 2012 году. Съезд констатирует высокий уровень археологических исследований в России, прогресс в развитии археологии как дисциплины, являющейся важной составляющей исторической науки. Одним из наиболее актуальных направлений работы Съезда, привлекших внимание большинства его участников, стало обсуждение результатов охранно-спасательных археологических исследований, проблем сохранения объектов археологического наследия, современное состояние законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы сохранения археологического наследия нашей страны.
Участники съезда отмечают следующее: Важным для сохранения археологического наследия является совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы, регулирующей вопросы сохранения и изучения археологического наследия России. Принятие Федерального закона от 27 июня 2011 года N163-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (переработанной)», а также ожидаемое приведение национального законодательства в соответствие с нормами Европейской конвенции, несомненно, будут способствовать комплексному сохранению археологического наследия России, предотвращению незаконного оборота археологических предметов и коллекций. В настоящее время расхищение археологического наследия в нашей стране приобретает новое качество – оно пытается получить легальный статус и общественное признание как одно из направлений сохранения культурного наследия. Данная ситуация усугубляется популяризацией кладоискательства со стороны средств массовой информации, которые освещают коллективные мероприятия кладоискателей, выставки коллекций, добытых в ходе незаконных раскопок. В связи с этим необходимо законодательно установить запрет на распространение информации о незаконных археологических раскопках и археологических находках, полученных незаконным путем; установить прямой запрет на торговлю археологическими находками и уголовную ответственность за нарушение данного запрета; установить контроль за распространением металлодетекторов. Необходимо также усилить государственный контроль за деятельностью государственных музеев в части приобретения и демонстрации музейных предметов и коллекций, в отношении которых можно подозревать, что они связаны с неконтролируемыми находками, незаконными раскопками, или же неправомерно с официальными раскопками, а также выработать соответствующие рекомендации в отношении деятельности негосударственных музеев. Недостаточное внимание к мероприятиям по археологическому обследованию территории России и постановке недвижимых археологических объектов на государственный учет создает благоприятные условия для экспансии грабителей. Необходимы не только ежегодное выделение средств из федерального бюджета на планомерное обследование, паспортизацию и инвентаризацию памятников археологии, но и разработка единого научно-методического обеспечения, утверждённого в установленном порядке и обязательного для использования археологами на всей территории Российской Федерации. Важным для сохранения археологического наследия является повышение уровня организации музейного хранения коллекций, обеспечивающего полную и долговременную сохранность артефактов, полученных в ходе археологических полевых исследований. В связи с этим участники Съезда с одобрением отмечают принятие на государственном уровне решения о создании в Новгороде и Твери депозитариев для хранения археологических коллекций. Особое место занимают вопросы сохранения объектов археологического наследия в зонах гидротехнических сооружений при их эксплуатации. Существует реальная угроза безвозвратной утраты для науки и будущих поколений огромного пласта древнейшего культурно-исторического наследия. Именно поэтому археологический надзор в зонах гидротехнических сооружений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти должен стать обязательным, а финансирование охранных археологических мероприятий должно стать обязательной расходной статьей при их эксплуатации. За последние годы заметно сократились объемы государственного финансирования фундаментальной науки, исследовательских проектов и экспедиций, в том числе по линии государственных научных фондов. Данный фактор ведет к снижению интенсивности и уровня проведения научных исследований российских ученых, ограничивая их возможности в проведении мультидисциплинарных исследований, связанных с привлечением методов естественных наук и исследований, требующих привлечения высокотехнологичного оборудования, соответствующих современному мировому уровню.
Участники Съезда считают необходимым: создание оптимальных условий для развития археологии как фундаментальной науки, обеспечивающей познание древней и средневековой истории; увеличение в Российской Федерации числа археологических учреждений и специализированных археологических подразделений в музеях, высших учебных заведениях, государственных органах исполнительной власти, ответственных за сохранение объектов культурного наследия, создание новых рабочих мест для археологов в государственных учреждениях науки и культуры; консолидацию усилий археологических учреждений, государственных органов исполнительной власти, ответственных за сохранение объектов культурного наследия, органов местного самоуправления в целях усиления борьбы с незаконными раскопками и торговлей предметами археологии; совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, в части установления: запрета на распространение информации о незаконных археологических раскопках и археологических находках, полученных незаконным путем; прямого запрета на торговлю археологическими находками и установления уголовной ответственности за нарушение данного запрета; контроля за распространением металлодетекторов; регулярное проведение конференций, круглых столов, семинаров по проблемам сохранения объектов археологического наследия, направленных на обмен опытом в указанной сфере, практику разработки и применения нормативных правовых документов и методик охранных мероприятий; музеефикацию археологических объектов на территории России, как форму сохранения культурного наследия; дальнейшее внедрение практики создания специализированных музейных фондов, предназначенных для хранения и научного изучения массового археологического материала; улучшение условий хранения в существующих музеях, совершенствование системы хранения археологических предметов и археологических коллекций с учетом их специфики, приведения технических условий хранения к современным мировым стандартам; расширение преподавания археологии в вузах как одной из дисциплин, важных для формирования научного исторического самосознания и широкого гуманитарного кругозора, подготовку профессиональных археологических кадров, соответствующих требованиям современной науки; повсеместное внедрение современных методик проведения археологических полевых исследований, направленных на более тщательную фиксацию материала; проведение организациями, ведущими археологические полевые исследования, активной работы по подготовке к публикации научных отчетов; активное привлечение средств массовой информации и использование интернет-ресурсов в освещении результатов научных археологических раскопок, а также в целях борьбы с грабительскими раскопками и кладоискательством; оказание молодым ученым содействия, необходимого для дальнейшего развития науки, в возможности повышения квалификации через механизм специализированных стажировок, обменов и иных мероприятий.
Участники Съезда рекомендуют:
Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации
Ускорить принятие проекта федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленного ко второму чтению группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации:
1. Считать задачу сохранения археологического наследия России одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры. 2. Принять меры по реализации основных положений Европейской конвенции по защите археологического наследия (переработанной) в части предотвращения грабительских раскопок и незаконного оборота археологических предметов и коллекций. 3. Принять меры, направленные на сохранение археологического наследия России, обратив особое внимание на обязательное обеспечение и повышение качества охранных археологических мероприятий при реализации крупных инвестиционных проектов.
Министерству культуры Российской Федерации:
1. Принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы в части установления: запрета на распространение информации о незаконных археологических раскопках и археологических находках, полученных незаконным путем; прямого запрета на торговлю археологическими находками и установления уголовной ответственности за нарушение данного запрета; контроля за распространением металлодетекторов. 2. Подготовить обращение в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой обратить внимание средств массовой информации на: недопустимость рекламы кладоискательства и металлодетекторного поиска, как деятельности, выступающей прикрытием незаконных раскопок и разрушения объектов археологического наследия; ответственность за использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Подготовить публичные заявления представителей государственной власти и крупных российских политиков, указывающие на недопустимость незаконных раскопок, торговли археологическими древностями и выхода из подполья активистов грабительства под видом общественных деятелей, занимающихся охраной культурного наследия. 3. Усилить государственный контроль за деятельностью государственных музеев в части приобретения и демонстрации музейных предметов и коллекций, в отношении которых, можно подозревать, что они связаны с неконтролируемыми находками или незаконными раскопками, а также выработать соответствующие рекомендации в отношении деятельности негосударственных музеев. 4. Принять меры по организации работ по систематическому археологическому обследованию территорий, паспортизацию археологических объектов на территории Российской Федерации, организацию мониторинга их состояния, включая: финансирование указанных мероприятий; разработку и утверждение научно-методического обеспечения по определению (уточнению и актуализации) границ территорий объектов археологического наследия в целях постановки на государственный учет и работ по музеефикации объектов археологического наследия, обнаруженных в ходе проведения спасательных археологических полевых работ. 5. Разработать и утвердить в рамках своей компетенции нормативные правовые акты: о составе информации, предоставляемой археологами в органы охраны культурного наследия при обнаружении объекта археологического наследия; о внесении поправок в порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, включая наделение экспертными полномочиями специализированных организаций. При проведении государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов археологического наследия предусмотреть обязательное участие специалиста-археолога в составе экспертной группы. 6. Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. №ВП - П44 - 5924 расширить полномочия Российской академии наук в процедуре выдачи Министерством разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. 7. Продолжить работу по созданию специализированных фондов, предназначенных для хранения и научного изучения массового археологического материала.
Министерству экономического развития Российской Федерации
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. №ВП - П44 - 5924 ускорить подготовку и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с учетом специфики задач по охране объектов археологического наследия.
Министерству образования и науки Российской Федерации
1. В целях расширения подготовки специалистов в области археологии включить специальность «археология» в Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования. 2. Разработать комплекс мер, направленных на финансовую поддержку и повышение квалификации молодых ученых в ведущих российских и зарубежных археологических учреждениях через механизм стажировок, обменов и иных мероприятий. 3. Рассмотреть вопрос о расширении финансирования археологических исследований в рамках проектов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. 4. Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. №ВП - П44 - 5924 ускорить рассмотрение вопроса о материальном обеспечении студентов, участвующих в археологических экспедициях в период прохождения практики.
Министерству природных ресурсов Российской Федерации совместно с Федеральным агентством водных ресурсов
Принять меры по финансированию охранных археологических мероприятий в зонах водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства.
Участники Съезда выразили намерение: 1. Продолжить традицию проведения Всероссийских археологических форумов, способствующих расширению сотрудничества научных организаций Российской академии наук, высших учебных заведений, музеев, научно-производственных организаций, органов охраны памятников истории и культуры различных регионов России, их консолидации, направленной на изучение и сохранение культурного наследия, обмену опытом и развитию методической базы. 2. На Всероссийских археологических съездах считать приоритетными проблемные доклады по крупным, заранее определенным темам. Для составления программ будущих съездов и отбора докладов привлекать координаторов, представляющих ведущие археологические учреждения России. 3. Провести очередной, IV (XX) Всероссийский археологический съезд в 2014 году.
Участники Съезда выражают благодарность Президиуму Российской академии наук, Российскому гуманитарному научному фонду, Российскому фонду фундаментальных исследований, Санкт-Петербургскому научному центру, администрации Новгородской области, администрации Старорусского района и Новгородскому музею-заповеднику за финансовую поддержку и организационную помощь в проведении Съезда.
|