ДИАЛОГ-2
Российская Академия наук
Объединённый семинар
Института археологии и Института истории материальной культуры
(Москва – Санкт-Петербург)
при участии Отдела археологических памятников
Государственного исторического музея
и Отдела истории материальной культуры и древнего искусства народов Востока
Государственного музея Востока
«Дихотомия искусства в археологии: локус, образы, генезис» («ДИАЛОГ»)
Семинар № 2
«Застывшее движение vs стремительный покой: бестиарий шествия»
Памяти Екатерины Георгиевны Дэвлет
Москва, 6–7 декабря 2018 г.
Институт археологии РАН, Актовый зал.
ул. Дмитрия Ульянова, д. 19
Руководители: д.и.н., Учёный секретарь ИА РАН Е. Г. Дэвлет
к.и.н., Учёный секретарь ИИМК РАН Н. Ю. Смирнов
Жизнь вносит неожиданные и порой трагические коррективы в наши планы. Ещё в начале августа мы с Екатериной Георгиевной Дэвлет согласовали тему и план работы нашего второго совместного семинара, который должен был состояться этой осенью в Москве. А уже менее чем через месяц, мне пришлось добавить к его названию это непостижимое и горькое посвящение.
Второй «ДИАЛОГ» посвящён светлой памяти Екатерины Георгиевны Дэвлет — вдохновителя и соруководителя семинара, моей коллеги и дорогого друга.
Тема этого семинара «ДИАЛОГ» — «Застывшее движение vs стремительный покой: бестиарий шествия» призвана подчеркнуть одну из основополагающих дихотомий искусства в археологическом контексте, который уже сам по себе насыщен реальными и идеальными оппозициями. Одной из таких глубинных оппозиций является динамика и статика артефакта при жизни и после смерти его владельца или же, переходя на археологический сленг, при «жизни вещи» и после её «выпадения в культурный слой».
Если обратиться непосредственно к искусству в археологии, к конкретным сценам и образам, то становится заметна любопытная закономерность: чаще всего наш глаз, а за ним и разум, воспринимает сцену или сюжет, как нечто по природе своей динамичное, а отдельные образы или мотивы, как закономерное проявление статики. При этом, однако, общим местом в исследованиях звериного стиля Евразии стала констатация предельной динамичности целого ряда, казалось бы, статичных образов и мотивов. Кроме этого, первого и очевидного плана восприятия образов и сюжетов, зафиксированных на археологических предметах, есть и второй, чуть менее очевидный, например, искусствоведу, но осознаваемый, как само собой разумеющееся, археологом — статика и динамика конкретной вещи в «живой» и «мертвой» культуре. Например, функция вещи в динамическом ритуале (жертвоприношение) и статическом обряде (погребение). Но так ли нам всё очевидно, как это кажется на первый взгляд…?
В этом отношении наиболее интересным предметом исследования и обсуждения и является дихотомия покоящегося движения или движущегося покоя, отразившаяся в портативных и монументальных памятниках древнего искусства, начиная ещё с эпохи палеолита, и наиболее впечатляющим образом зафиксированная в искусстве эпохи бронзы и раннего железного века.