ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОТОПАНОРАМЕ: ОТ ПЕРВОГО РИМА К «РИМУ НА НЕВЕ»
Когда |
2018-11-16 11:00 по 2018-11-18 19:00 |
---|---|
Где | Соляной переулок, 13, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица |
Имя | Мусин А.Е. |
Участники |
Санкт-Петербургский международный культурный форум, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица |
Добавить событие в календарь |
vCal (Windows, Linux) iCal (Mac OS X) |
Во время Санкт-Петербургского международного культурного форума 15-17 ноября 2018 г., в рамках секции «Сохранение культурного наследия», Институт истории материальной культуры Российской академии наук совместно с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. А.Л. Штиглица представляют серию мероприятий, связанных с исторической фотографией, ее изучением, сохранением и экспонированием.
Константинополь. Фрагмент панорамы. Фото «Sebah & Joaillier», 1878 г. Из собрания Б.В. Фармаковского
16 ноября 2018 г. в 10.00 в здании СПГХПА по адресу: Соляной переулок, 13, открывается выставка«Городской ландшафт в исторической фотопанораме: от первого Рима к «Риму» на Неве», основанная на материалах фотоархива ИИМК РАН. Она позволит представить исторические изменения образа крупнейших городских и культурных центров, претендовавших на право именоваться Римом как символом средоточия культурных ценностей: Рим, Константинополь-Стамбул, Москва, Санкт-Петербург. «Уровень конфликта» концепции заложен восприятием Санкт-Петербурга как «города Святого Петра» и «четвертого Рима» в идеологии Петра Великого. Посетители выставки смогут ощутить себя в потоке изменяющейся исторической панорамы городов, насыщенных «римской идеей». Одновременно выставка – открытый урок истории фотографии, не только российской, но и мировой. Многие кадры будут экспонироваться впервые.
Вид на Москву реку с балкона Большого Дворца. Фото И.Ф. Барщевского, 1880-е гг. Из собрания Императорской археологической комиссии
Здесь будут показаны многокадровые фотографические панорамы и панорамные снимки городов Европы, Азии и России из собрания архива Института истории материальной культуры РАН,выполненные во второй половине XIX – начале ХХ века. Снимки сделаны как неизвестными авторами, так и признанными мастерами фотоискусства – Ж.П. Себа и П. Жоайе, братьями Алинари, Дж. Броджи, И.Ф. Барщевским и др. В центре экспозиции будет представлена уникальная панорама Санкт-Петербурга 1861 г. Зритель сможет увидеть, как менялись архитектурные традиции в градостроительстве в разные эпохи в разных странах, и в какой мере городская жизнь определяла городской ландшафт и отражалась в нем.Важным элементом выставки является ее трехмерность: остановленные фотоаппаратом мгновения городской жизни будут дополнены манекенами в костюмах эпохи, изготовленными студентами СПГХПА. Этот сценарный ход позволит посетителю сполна погрузиться в атмосферу, породившую фотографию как форму памяти о прошлом.
Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог и часть города. Фото «Abdullah Frères», 1870-е гг. Из собрания Я. И. Смирнова
Актуальность и общенациональная значимость проекта обусловлена необходимостью выработки дополнительных форм и методов приобщения граждан России к их культурному наследию, привлечением государственного и общественного внимания к необходимости сохранения, реставрации и спасения архивов кинофотодокументов и создания широкой международной исследовательской платформы для превращения фотографии в полноценный исторический источник различных исторических эпох – от древности до новейшего времени
Рим. Площадь дель Пополо. Общий вид. Фото J. Anderson № 105. 1860-е гг. Из собрания М. Т. Преображенского
Социальная значимость предстоящего культурного события связана с практическими мерами по вовлечению граждан России в процесс сохранения и осмысления своего культурного наследия и осознания его ценности, гармонизации общественных отношений за счет осознания общего прошлого на основе визуализации исторической памяти в форме фотографии, выработкой практических рекомендаций для архивной сферы, созданием информационного поля, предназначенного для общеобразовательного и воспитательного процесса, музейной и культурной деятельности, выработке программ региональной и общенациональной культурной политики.
Вид на Кремль с каменного моста в Москве. Фото И.Ф. Барщевского, 1880-е гг. Из собрания Императорской археологической комиссии
Выставка будет интересна не только исследователям мировой и российской истории и культуры, профессорско-преподавательскому составу ВУЗов, студентам исторических, культурологических и художественных специальностей, краеведам, преподавателям и учащимся средних школ, но и всем неравнодушных горожанам, стремящимся постичь загадочную «душу Петербурга».
Санкт-Петербург. Петропавловская крепость, наплавной мост через Неву, Адмиралтейство. Кадр из круговой панорамы 1861 г. Фото неизвестного фотографа. Из собрания библиотеки Мраморного Дворца
В 11.00 начинается научная конференция «Фотография как источник изучения динамики культурных ландшафтов», которая завершится круглым столом «Фотография как культурное наследие: материальный объект, материализованная память». Научная конференция и круглый стол являются взаимосвязанными мероприятиями, позволяющими в различных форматах – узко научном и публичном– обсудить значение исторической фотографии для постижения прошлого и выработки культурной политики будущего. В ходе научной дискуссии предлагается обсудить пути превращения фотографического образаиз объекта курьеза и эстетического созерцания в источник наших знаний о стратегии и динамике культурных ландшафтов, менталитете и ценностях людей прошлого.
Рим. Италия. Вид части города. В центре снимка – собор св. Петра. Фото неизвестного фотографа. Из собрания библиотеки Мраморного Дворца
Комбинированный формат мероприятия позволит объединить различные взгляды и подходы на одной дискуссионной площадке.Среди целей мероприятия: актуализация культурного наследия России и других стран Европы и Азии, представленного в старых фотографиях;популяризация фотографической формы культурного наследия, доносящей до нас информацию, которая не сохранилась ни в одном из других источников; создание профессиональной площадки международного масштаба для выработки действенной методологии изучения особого языка исторической фотографии в контексте ее сохранения и реставрации, выработка общедоступных форм хранения фотографической информации. Круглый стол, планируемый как завершение конференции, позволяет детализировать полученное знание и выработать рекомендации научному сообществу.
Вид части города от Тибра на собор св. Петра и замок св. Ангела. Фото C. Naya, 1870-е гг. Из собрания графов Шуваловых
Одна из его важных тем - «Вопросы памяти: на что годится старая пленка…», в рамках которой предполагается обсудить вопрос «случайной информации», сохраненной фотографией, которая не была главной целью ее автора. Мероприятие предназначено для ведущих исследователей и организаторов фотографического фонда как исторического источника, специалистов в области мировой и российской истории и культуры, профессоров и преподавателей университетов, студентов, краеведов, преподавателей и учащихся средних школ, всех, кому небезразлична судьба российского и мирового культурного наследия.
Дворцовая площадь. Кадр из круговой панорамы 1861 г. Фото неизвестного фотографа. Из собрания библиотеки Мраморного Дворца
Со-председатели организационного комитета: к.и.н. О.И. Богуславский, к.и.н. М. В. Медведева;
Модератор круглого стола: к.и.н. О. И. Богуславский;
Секретарь оргкомитета: д.и.н. А. Е. Мусин