Археологи ИИМК РАН открыли новое ашельское местонахождение на Таманском полуострове
15 сентября 2021 года, Санкт-Петербург – Археологические разведки под руководством д.и.н. Вячеслава Щелинского, ведущего научного сотрудника Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, проведенные в мае-июне 2021 года в западной части Азовского побережья Таманского полуострова у мыса Каменный, привели к открытию нового важного в научном отношении ашельского местонахождения («Мыс Каменный»).
«Археологический материал, в котором представлены характерные для раннего ашеля выразительные по технике изготовления крупные рубяще-режущие орудия (изготовлены из кремнистого мергеля), собран на поверхности в основании берегового оползня, размываемого морем. Однако геологические условия археологического материала позволяют предполагать, что он происходят из среднеплейстоценовых чаудинских отложений, широко распространённых в непосредственной близости от местонахождения, и, таким образом, имеет возраст ~780-760 тыс л. н. (время чаудинской трансгрессии Чёрного моря).
Проведённое предварительное обследование западного участка Азовского побережья Таманского полуострова показало его перспективность для дальнейших поисков памятников раннего и среднего палеолита, залегающих в ненарушенном геологическом контексте», - сказал Вячеслав Евгеньевич Щелинский.
ПОЧЕМУ ЭТО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
В Западном Предкавказье на Таманском полуострове Приазовской палеолитической экспедицией ИИМК РАН открыты и в настоящее время исследованы древнейшие на территории России стоянки охотников и собирателей раннего палеолита, датируемые ранним плейстоценом. При этом описаны каменные индустрии раннего ашеля возрастом от 2,1–2,0 млн л.н. и 1,4–1,0 млн л.н. (Щелинский 2021). Палеолитические стоянки более позднего времени на этой территории пока неизвестны, хотя единичные находки каменных изделий свидетельствуют, что территория Западного Предкавказья была заселена первобытными людьми и в среднем, и в позднем плейстоцене.
Открытие 2021 года создает перспективы обнаружения археологических памятников более позднего времени, причем, вероятно, в непотревоженном состоянии, что внесет значимый вклад в знание о первоначальном расселении первых людей на территории Евразии.