Исследования Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН. Предварительные итоги сезона 2020
6 октября 2020 года, Санкт-Петербург – Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) подводит предварительные итоги работы Кольской археологической экспедиции в 2020 году на территории Мурманской области под руководством доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Отдела палеолита Евгения Колпакова.
Работа экспедиции в этом сезоне включала в себя: 1) исследования петроглифов Канозера в Терском районе, 2) раскопки и археологические разведки* на Чалмозере в Ковдорском районе, 3) археологические разведки на побережье Баренцева моря в Кольском и Ловозерском районах. Археологами ИИМК РАН были также выполнены экспертные исследования на многочисленных участках хозяйственного освоения в ряде районов Мурманской области.
КАНОЗЕРО И «СОЛНЕЧНЫЙ» ЛОСЬ
Петроглифы Канозера на Кольском полуострове – один из крупнейших комплексов наскальных изображений Фенноскандии неолита и бронзового века 4–2 тыс. до н.э., первые выбивки на котором были открыты всего лишь в 1997 г. Музей «Петроглифы Канозера» был создан в 2008 г. К моменту комплексной публикации памятника в 2012 году археологами ИИМК РАН было учтено 1245 фигур. За два прошедших полевых сезона 2019-2020 гг совместно с сотрудниками музея на Канозере открыто и документировано еще более сотни новых наскальных выбивок. Уже намечен ряд фигур, которые предстоит исследовать и документировать в ближайшие годы.
“Примечательно, что в целом новые фигуры укладываются в типологию Канозерских петроглифов, разработанную нами ранее. Наиболее интересными с этой точки зрения являются фигура лося с «калачевидными» ногами, двойной вложенный крест, сцены лыжной охоты на лося, люди с лосиными головами. А вот геометрические орнаменты являются для Канозера новым типом фигур.
«Калачевидные» конечности у фигур лосей – когда пары передних и задних ног изображаются замкнутыми овалами присоединёнными к телу – очень специфический изобразительный приём, до сих пор известный только на наскальных выбивках Чальмн-Варрэ на реке Поной. Раз он обнаружен теперь на Канозере, то можно говорить о прямых контактах создателей Канозерских и Понойских петроглифов. А фигуры вложенных крестов имеются только на Канозере и в норвежской Альте, но при этом между ними нет других сходств близкого уровня,” – объяснил начальник Кольской археологической экспедиции Евгений Колпаков.
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТОЯНКИ ЧАЛМОЗЕРА
В Ковдорском районе Кольской экспедицией были продолжены исследования, начатые четыре года назад при содействии местной администрации и жителей. В работах также участвовали волонтёры из Мурманска и Санкт-Петербурга.
Экспедиция ИИМК РАН доследовала саамский очаг в ряду других очагов на Чалмозере – единственное, что осталось от лёгкого временного жилища. Судя по немногочисленным находкам, очаг, вероятно, функционировал в XII веке. Более точно определить его дату позволит радиоуглеродное датирование образцов древесного угля, которое будет выполнено в Лаборатории археологической технологии ИИМК РАН.
Но самые интересные находки были сделаны буквально в последний день работы экспедиции – 14 августа. Были обнаружены две стоянки древнего человека: одна эпохи неолита, другая – раннего железного века. Первая предварительно датируется 4-м тысячелетием до н.э., вторая – 1-м тысячелетием до н.э.
По словам Евгения Колпакова, «до сих пор такие археологические памятники не были известны на территории Ковдорского района. Их обнаружению способствовало повышение уровня воды в озёрах в 2020 году. Вода подмыла берега, и некоторые деревья, стоявшие на берегу, вывернуло с корнем. Вот под ними и были найдены развалы древних керамических сосудов. Керамика плохой сохранности, черепки расслаиваются на хрупкие пластинки и превращаются в песок. Однако эти невзрачные черепки – надёжное доказательство заселения юго-запада Кольского полуострова уже в позднем каменном веке – не позднее четвёртого тысячелетия до н.э».
С ВИДОМ НА МОРЕ
Кольская экспедиция ИИМК РАН также провела обширное археологическое обследование** побережья Баренцева моря на участках от реки Чегодаевка до реки Олёнка и от губы Ярнышная до реки Воронья. Первые археологические разведки организовала здесь Н.Н. Гурина в 1947–48 гг. и в 1973–74 гг. С тех пор и до недавнего времени археологи в этих местах не появлялись.
Как объяснил Евгений Колпаков, задачей экспедиции было найти и документировать древние стоянки и поселения, как разведанные Н.Н. Гуриной, так и ещё неизвестные.
«За полвека, прошедшие с разведок 40-х и 70-х гг., археологическая картина Крайнего Севера сильно изменилась. Значительно улучшилось наше понимание геоморфологии побережья Кольского полуострова. Накопленные научные представления позволяли рассчитывать на открытие новых памятников. И, действительно, Кольской экспедицией ИИМК РАН было открыто около полусотни стоянок и поселений от мезолита до Нового времени, т.е. охватывающих всю послеледниковую историю Кольского полуострова за 10–11 тыс. лет. Причём, в основном открыты поселения с остатками углублённых и наземных жилищ. Было идентифицировано на месте и большинство стоянок, описанных Н.Н.Гуриной. Теперь в Мурманской области известно более 700 археологических памятников», - сказал Евгений Колпаков.
*Археологические разведки – научные исследования, направленные на поиски объектов археологического наследия или уточнение документации на уже известные памятники археологии.
**Комплексное обследование предполагало постоянные перемещения на лодках по морю и технически было обеспечено СТЦ «Дальние Зеленцы» и ТД «Эврика», за что ИИМК РАН и лично Е.М. Колпаков выражают партнерам благодарность.