Худяков Ю.С. Особенности эволюции обряда кремации в культуре енисейских кыргызов в эпохи развитого и позднего Средневековья
Ю.С. Худяков
Новосибирск, Институт археологии и этнографии СО РАН
Особенности эволюции обряда кремации в культуре енисейских кыргызов в эпохи развитого и позднего средневековья
Работа выполнена по проекту РНФ № 14-28-00045
В докладе анализируются сведения исторических источников и материалы раскопок погребальных памятников культуры енисейских кыргызов на территории Саяно-Алтая развитого и позднего средневековья. В ходе исследований выявлено, что у кыргызов сохранялась традиция кремирования тел умерших взрослых мужчин и женщин, но в предании останков земле произошли изменения. Как и в раннем средневековье кыргызы сжигали тела умерших соплеменников на погребальных кострах, в одежде, с принадлежностями костюма, украшениями, оружием, конской сбруей. На месте захоронения помещали заупокойную пищу. Иногда укладывали трупы собак. Если в предшествующие периоды кремированные останки собирали помещали в могильные ямы в какой-либо емкости: керамическом сосуде-урне, деревянном ящике, берестяном коробе, то с эпохи развитого средневековья получила распространение традиция рассыпать остатки погребального костра с жжеными костями по поверхности земли на месте захоронения, а затем перекрывать их камнями, сооружая кольцевую каменную насыпь. В восточных источниках содержится объяснение сущности обряда кремации у кыргызов как «очищения» огнем тел умерших соплеменников «от грязи и грехов». В то же время тела умерших маленьких детей кыргызы хоронили не предавая их огню. Определенные изменения произошли и в составе предметного комплекса кыргызской культуры. В отличие от предшествующего времени, когда принадлежности поясной и сбруйной фурнитуры изготавливались из бронзы и покрывались позолотой, такие изделия стали ковать из железа и апплицировать серебреной фольгой. Железные принадлежности пояса и сбруи являются характерным инвентарем кыргызских погребений периодов развитого и позднего средневековья.