Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Структура / Отдел археологии Центральной Азии и Кавказа / Мероприятия отдела / Древние некрополи / Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Погребальные памятники Тувы от древности до средневековья

Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Погребальные памятники Тувы от древности до средневековья

 

 

Килуновская М.Е., Семенов Вл.А.

Санкт-Петербург, Институт истории материальной культуры РАН

 

Погребальные памятники Тувы от древности до средневековья

 

Визуально надмогильные сооружения в Туве атрибутировать достаточно трудно. В подавляющем большинстве это каменные наброски, иногда окруженные кольцом или ровиком, иногда нет и таких признаков, что приводит к курьезам, когда за курганы принимаются кучки камней, возникшие на древних полях в результате проведения оросительных каналов. Тем не менее в некоторых случаях такие невзрачные каменные наброски являются весьма любопытными археологическими объектами. Так в нижнем неолитическом слое стоянки Тоора-Даш цепочка из каменных сооружений определенно была либо надмогильными сооружениями, либо поминальниками. Под ними в ряде случаев можно было проследить выкопанные ямы и также обнаружить инвентарь - отщепы халцедона, гарпун, фрагменты керамики, из которых удалось отреставрировать целый сосуд. Здесь не было человеческих костей, по-видимому, несохранившихся в пойме Енисея, но аналогичные курганчики, обнаруженные на стоянке Азас 2 в Тодже принесли очевидные результаты того, что это погребальные памятники.

Смена верхнеенисейского неолита произошла в конце 3-его тысячелетия до н.э. На Тоора-Даше неолитические слои были перекрыты слоем афанасьевской культуры, а у горы Хайыракан раскопаны курганы соответствующего времени. Признаки этих курганов неотчетливы. Это по сути дела те же каменные наброски над неглубокими грунтовыми могилами, керамика и каменный инвентарь помещается в надмогильном сооружении. Подобные памятники были исследованы В.В.Волковым в Монголии.

Следующая за афанасьевской культура - окуневская известна пока что по нескольким случайно открытым каменным ящикам на могильном поле Аймырлыг и культурным слоям на Азасе и стоянках Верхнего Енисея. При этом странно, что могильники не обнаружены, а это свидетельствует о том, что нам просто неизвестны признаки этих памятников, не известно были ли наземные сооружения над погребениями. Пока что остается рассчитывать только на дальнейшее развитие методики полевых исследований, или на везение. Надо сказать, что в Туве известны каменные ограды-святилища с окуневской керамикой.

Настоящие курганные культуры появляются в Туве только в эпоху поздней бронзы. Они представлены безынвентарными погребениями монгун-тайгинского типа. Курганы монгун-тайгинской культуры возведены по определенному канону. Это уже курганная архитектура, а не каменная наброска. Эта архитектура развивалась длительное врем и курганы монгун-тайгинской культуры трудно спутать с другими, хотя конечно встречаются и атипичные конструкции.

Самые ранние курганы этой культуры представлены каменной выкладкой, окруженной оградой с погребением в неглубокой вытянутой грунтовой яме, перекрытой плитами. Погребенные лежат на боку с чуть присогнутыми в коленях ногами и головой на запад. Иногда под одним курганом бывают две ямы. Инвентарь отсутствует, но находки кремневых наконечников стрел в костях погребенных на могильнике Бай-Даг II позволяют отнести такие могилы к концу карасукского времени, т.е. концу 2 тысячелетия- началу 1 тысячелетия до н.э. Позднее или одновременно с грунтовыми могилами появились ямы, обложенные по периметру плоскими камнями. Этот опыт приводит к появлению низкой цисты, сложенной в два-три слоя, стоящей на уровне древней дневной поверхности, и к отказу от погребения в ямах. Но встречаются цисты из плит, поставленных на ребро, для установки которых необходимо было вырыть неглубокую яму и тогда усопший может оказаться немного ниже уровня древней дневной поверхности. Но циста является «саморазвивающимся объектом». Они постепенно увеличиваются в размерах. Поставленную в центре кургана цисту перекрывают тяжелыми массивными плитами, уложенными в несколько слоев, стенки обкладывают горизонтально положенными в несколько рядов камнями. Эту стенку зачастую подпирают контрфорсы или крепида из вертикально поставленных или просто очень крупных камней. В ряде случаев отмечено по две горизонтальные стенки вокруг цисты, каждая из которых укреплена вертикальными камнями. Вокруг этого монументального сооружения на некотором расстоянии сооружается каменная ограда округлой или подквадратной формы. На ранней стадии пространство между центральным сооружением и оградой закладывалось камнями в один-два слоя и получалась платформа. Затем на пространстве между цистой и оградой появляются каменные выкладки или «лучи». Так появились херексуры. Число лучей может быть 4, 8, 12 и т.д., кратное 4. В Улуг-Хоруме в долине р.Саглы их было 32. Сама собой возникла иллюзия солнечного колеса, храма Солнца. В результате выкристаллизовывалась идея построения кургана Аржан.

На предскифском этапе погребенные лежат в невысоких цистах в скорченном положении с сильно согнутыми в коленях ногами, как они затем лежат в курганах скифского времени. Можно предположить, что скорченная поза погребенного соотносилась с позой эмбриона, предуготванного для предстоящего перерождения. Тогда становиться ясным назначение каменных треугольников, помещенных в сакральное поле кургана. В курганном сооружении сохраняется стенка или две стенки из горизонтальных рядов камней, местами укрепленные контрфорсами. Курганы приобретают форму цилиндра, а до этого был куполообразные сооружения. Подобной цилиндрической формы был обнесенный каменной крепидой курган Аржан, который содержал погребения на древней дневной поверхности. В монгун-тайгинских курганах встречаются кости коней. В кургане Аржан, а затем в кургане Аржан-2 кони представлены как жертвы, по-видимому, для переноса душ умерших в потусторонний мир.

В Аржане-2 погребенные лежат в могиле на значительной глубине, что свидетельствует о кардинальной перемене мировоззрения, появлении нового социума создателей алды-бельской культуры. В алды-бельских курганах как в элитных, так и в рядовых бывает по нескольку погребений. Курганы очень часто пристраиваются один к другому. В ряде случаев они пристраивались к монгун-тайгинским курганам. В курганах «среднего сословия» вместо коней оставляли конское снаряжение, но тоже не в могилах, а под каменной выкладкой или под камнями окружающего курган кольца, по принципу часть вместо целого - то есть происходит символическое замещение коня его снаряжением - удилами и псалиями.

Алды-бельская культура в разных ее модификациях от одного кургана с одним погребением до значительных курганов-кладбищ (невысоких, уплощенной цилиндрической формы) просуществовала до V в. до н.э., когда постепенно на смену ей пришли носители уюкской культуры, названной так Л.Р.Кыызласовым на том основании, что первые значительные раскопки в Туве проводились А.В.Адриановым и С.А.Теплоуховым в Уюкской котловине. Для них характерны высокие земляные насыпи куполообразной формы, часто облицованные камнем (полностью или частично), глубокие ямы, небольшие по площади и невысокие срубы. Как и во всех таких случаях бывают исключения и ямы достигают глубины 5 м, а площадь срубов 14-15 кв.м. Характерной особенностью уюкских срубов является параллельное расположение плах пола и перекрытия и отсутствие в погребальном инвентаре керамики. Именно это и отличает их от саглынских срубов, в которых пол и перекрытие настланы в противоположных направлениях и в погребениях есть керамика. Курганы над саглынскими срубами сложены из камня, зачастую окружены кольцом-оградой. Для саглынской культуры характерны и погребения в каменных ящиках или конструкциях типа склепов. От ящиков они отличаются размерами и числом погребенных. Они могут быть отмечены каменной наброской. В уюкско-саглынской культуре достаточно много могильников без определенных наземных признаков. Они фиксируются на уровне современной поверхности по еле заметным западинам, а после расчистки вокруг могилы проявляется валик выброса, иногда обложенный в один слой камнями.

Носители саглынской культуры доживают и даже сосуществуют некоторое время с вторгнувшимися в бассейн Верхнего Енисея сюнну. Несколько некрополь рядовых кочевников этого периода исследовано в устье реки Чаа-Холь - Аймырлыг, Терезин,Ала-Тей. Могилы здесь были иногда отмечены несколькими камнями, но большинство не имело надмогильного сооружения. Усопших хоронили в грунтовых ямах в деревянных гробах, рамах или в каменных ящиках или каменной обкладке. Элитные захоронения сюнну, исследованные на территории города Шагонар на могильнике Бай-Даг, были совершены в глубоких до 5-7 м ямах с дромосами, над которыми насыпались невысокие плоские каменные курганы. Площадь наземного сооружения была значительной, оно перекрывало и дромос.

Дальнейшая судьба сюнну в Туве не совсем понятна, возможно, это были те кого называют сяньбийцами, т.е. западной ветвью сюнну, разделившихся в эпоху поздней династии Хань. Для этого времени А.Д.Грачом была выделена пока не вполне понятная улуг-хемская культура, когда умерших хоронили по скифскому обряду в каменных ящиках (скорчено на боку), но в них встречается керамика хунну с квадратным клеймом на днище, оставленным оттиском шипа от поворотного круга, а также ажурные бронзовые бляхи и пряжки.

На основании смешения местного населения с пришельцами - сюнну складывается кокэльская культура, эпонимный памятник которой - могильник Кокэль был раскопан С.И.Вайнштейном и В.П.Дьяконовой. Он представлял собой единый каменный массив, состоящий из нескольких десятков погребений под каменной наброской, которые слились в единое надмогильное сооружение. У кокэльцев была своеобразная керамика - с налепным арочным орнаментом. Достаточно часто встречаются ритуальные сооружения, представляющие собой закопанные в неглубокой ямке сосуды, перекрытые небольшой каменной наброской. Погребенные у них лежали вытянуто на спине с преимущественно северной ориентацией. Кокэльские впускные погребения часто встречаются в скифских курганах и, вероятно именно они были основными разорителями скифских некрополей.

В Туве на смену им приходят тюрки с каменными кургана и захоронениями с конями, а затем кыргызы, у которых практиковалось трупосожжение на стороне. В тюркскую эпоху опять появляются высокие каменные насыпи, окруженные кепидой-оградой, глубокие захоронения с подбоем, в котором погребен человек. В эпоху же кыргызов исчезают погребения в ямах, все захоронения совершаются на горизонте, и возрождается практика возведения вокруг погребальной площадки стенки из уложенных горизонтально в несколько рядов камней.

В заключении надо отметить, что развитии погребального обряда на протяжении нескольких тысячелетий имеет определенную повторяющуюся закономерность - отсутствие могил при четкой наземной конструкции, затем глубокие могильные ямы с высокими наземными сооружениями, потом могилы становятся мельче, но остаются большими по площади со срубами на дне, и практически исчезают курганные насыпи, затем появляются грунтовые могильники. Такая динамика развития погребального обряда может свидетельствовать о сложении определенных представлений, связанных с социальными и демографическими процессами, а главное с имениями религиозных представлений, формирующихся в кочевой среде.

 

Вернуться к списку

« Ноябрь 2024 »
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Конференции