Шишкин А.С., Зубова А.В., Волков П.В., Кишкурно М.С. Выставление голов у носителей каменской культуры Верхнего Приобья (по материалам Быстровского некрополя)
Шишкин А.С., Зубова А.В., Волков П.В., Кишкурно М.С.
Новосибирск, Новосибирский государственный краеведческий музей, Институт археологии и этнографии СО РАН
Выставление голов у носителей каменской культуры Верхнего Приобья (по материалам Быстровского некрополя)
При изучении погребальной обрядности и антропологических материалов Быстровского некрополя (Новосибирское Приобье, каменская культура, последняя треть I тыс. до н.э. – начала I тыс. н. э.) было установлено многообразие прижизненных и посмертных манипуляций с головами и (или) черепами погребенных здесь людей. Е.Г. Шпаковой и А.П. Бородовским были выявлены и частично проинтерпретированы следы скальпирования, искусственной деформации, прижизненных и посмертных трепанаций, окраски голов минеральным красителем.
Данная работа посвящена обсуждению еще одного вида манипуляций – обряда выставления человеческих голов (черепов) - выявленного А.В. Зубовой и П.В. Волковым при повторном обследовании палеоантропологических коллекций из Быстровского некрополя. Факты, свидетельствующие о такого рода действиях, обнаружены в антропологических материалах могильника Быстровка-2. В западной поле кургана 9 на уровне дневной поверхности зафиксировано отдельное захоронение трех черепов со следами преднамеренных повреждений. В погребении также находились два керамических сосуда, по форме и орнаментации отличающихся от каменских. Один из них типичен для синхронной кулайской культуры, второй – для саргатской. На двух черепах (Б и В, муж.) была посмертно вырезана часть основания черепа, прилежащая к большому затылочному отверстию. На теменных костях в точке, противолежащей отверстию в основании наблюдается травма свода, нанесенная тупым предметом изнутри черепа. О направлении удара свидетельствуют следы выкалывания костной пластинки на внешней стороне черепа и отсутствие их на внутренней. На третьем (череп А, жен.) также зафиксированы посмертные разрушения костей основания черепа и, кроме того, предсмертная травма, нанесенная чеканом.
А.П. Бородовский интерпретирует наблюдаемые на черепах из Быстровского некрополя повреждения как следы энцефалофагии – поедания мозга, но допускает и иные варианты их интерпретации - как в качестве ритуальных, выполняемых с целью освободить душу погребенного, так и в качестве манипуляций медицинского характера. Однако, в данном комплексе трасологический анализ повреждений на черепах Б и В позволяет однозначно говорить о том, что расширение затылочного отверстия было выполнено для того, чтобы насадить голову (или череп) на шест или палку, конец которой пробивал свод черепа и выходил наружу.
Ритуальные действия, связанные с выставлением отсеченных голов или черепов, широко распространены как территориально, так и хронологически. Череп – вместилище души, жизненной силы - сохранялся и использовался в качестве талисмана, оберега, в знак особого почитания покойного. С другой стороны, не менее древней традицией является сохранение и демонстрация головы или черепа поверженного врага – в этом случае он демонстрируется с целью манифестации свершившейся мести, казни, наказания, как военный трофей (как вариант, с аналогичной целью могут сохраняться отдельные кости, скальп и т.п.). Оба смысловых значения выставления черепов сближаются в значении апотропейной функции – голова героя, предка, павшего врага являлась, в первую очередь, оберегом. Бытование такого рода ритуалов у племен, населявших евразийские степи в эпоху раннего железного века, известны по упоминаниям в сочинениях античных авторов. Косвенным свидетельством может быть изображение на колпачке из кургана Курджипе, где дважды повторена сцена с двумя воинами, держащими копье, направленное наконечником вниз. В свободных руках один из персонажей сжимает меч, второй держит за волосы отрубленную голову (Галанина, 1980, с. 93, рис. 51).
По результатам анализа материалов Быстровского некрополя можно предположить, что выставление голов (черепов) в качестве оберегов практиковалось населением, оставившим этот памятник.