Симонян А.Е., Атоянц Е.Л. Некрополь урартского города Тейшебаини
А.Е. Симонян, Атоянц Е.Л.
Ереван (Армения), Научно-исследовательский центр историко-культурного наследия при Министерстве Культуры РА
Некрополь урартского города Тейшебаини
Погребальный обряд одного из могущественных государств Древнего Востока – Ванского царства (Урарту) в основном исследован на основе разрозненных или частично разрушенных погребений. Число же дошедших до наших дней незатронутых и исследованных современными методами погребений на всей обширной территории этого государства не превышает нескольких десятков. Общеизвестно, что погребальный обряд имеет важное значение для выяснения этнического состава, местного субстрата населения или переселения этнических групп в конкретные регионы, их верования, погребальный ритуал и т.п. Это особенно важно для Урартской империи.
Начатые в 2013 г. исследования, в черте охранной зоны археологического заповедника Кармирблур при мэрии города Ереван, Научно-исследовательским центром историко-культурного наследия при Министерстве культуры РА (рук. А.Е. Симонян) под завалами строительного мусора выявил и некрополь города Тейшебаини, аналогичный погребениям, раскопанным академиком Б.Б. Пиотровским в 40-е годы XX-го века.
Рис.1. Могила 20
Могилы расположены очень плотно (в среднем на каждом 6 м2 одно погребение), которые в основном сохранились в нетронутом виде. Могильные ямы в основном грунтовые и обнесены кромлехами из речных окатышей. В результате широкомасштабных работ в 2015 г. экспедиция раскопала более чем 150 погребений. Выяснилось, что это погребения городского населения VII в. до н.э., в которых зафиксированы скелеты хорошей сохранности. Погребальный инвентарь, особенно чернолощеная керамика ручной лепки в основном является продолжением местной традиции эпохи поздней бронзы и раннего железа. Они сочетаются с краснолощеной керамикой красного цвета (дворцовая посуда), железным оружием и украшениями (из бронзы, поделочных камней, египетского фаянса и стекла) сугубо урартского типа.
В могилах явно прослеживаются следы погребальных и поминальных ритуалов: «обрядов обезвреживания» умерших – расчлененные скелеты, отрубленные части тела и головы и переставленные в противоположной позе; порча или извлечения вещей (в огромном количестве зафиксированы фрагменты разбитых сосудов как в самой могиле, так и внутри кромлеха); жертвоприношения людей (слуг) и животных, в том числе и коня. Обнаружены как надгробные идолы, так и фаллические изваяния внутри могил.