Васильев Д.Д. Ритуальные и фактографические составляющие древнетюркских эпитафий
Д.Д.Васильев
Москва, Институт востоковедения РАН, РГГУ
Ритуальные и фактографические составляющие древнетюркских эпитафий
Древнетюркские эпитафии на каменных сооружениях в большинстве своем имеют подчиненные ритуалу трафаретную текстовую основу и определенный лексический репертуар. Тем не менее, каждая надпись имеет текстовые, формально-композиционные, графические, семантические, художественно-изобразительные и другие особенности, что делает каждый памятник уникальным историко-культурным и письменным источником. Связь каждой эпитафии с конкретной персоной, имя, титул, символы и жизнеописание которой в различной степени представлены в тексте, подчеркивает эту уникальность. Однако трафаретная основа древнетюркских эпитафий позволяет применить для исследования методику источниковедческой формализации письменных памятников массового типа.
Тексты енисейских эпитафий редко анализировались путем взаимного сопоставления как группа хронологически и территориально объединенных исторических источников. Чаще всего из одного-двух памятников извлекалась информация об определенном событии, а эта информация сопоставлялась с сообщениями иноязычных авторов. При этом, краткие надписи практически вообще не участвовали в источниковедческом исследовании. Тем самым большая часть информации, содержащейся в надписях, оставалась за пределами источниковедческой интерпретации. Краткость древнетюркских эпитафий и субъективная вариативность переводов и датировок также способствовали этому.
Трафаретная основа большинства древнетюркских эпитафий, несомненно подчиненная ритуалу, позволила систематизировать сведения этих текстов, относящиеся к личности героя той или иной надписи. В результате, фактографические составляющие различных по объему эпитафий рассмотрены нами по следующей схеме:
- имя героя надписи (личное, "геройское", официально-должностное);
- сведения о возрасте героя в момент определенных событий (смены имени, смерти родственников, совершения подвига, собственной смерти и т.п.);
- социальная характеристика, зафиксированная в тексте, унаследованный или приобретенный титул;
- родовая принадлежность героя, другие этнонимы, упоминающиеся в тексте (враги, союзники, породнившиеся этнические группы);
- топонимы и географические указания, упоминающиеся в тексте;
- заслуги героя надписи;
- родовая тамга.
Приведем некоторые примеры составленных по данной схеме сведений из енисейских эпитафий героев:
Памятник Е 3
[Ючин] Кюлюг Тириг.
Умер шестидесятитрехлетним.
Подчинен хану, обладатель пояса с 50 золотыми пряжками (знак воинского отличия и ранга), владелец шеститысячного табуна, имел пожалования от хана, имел в подчинении знатных и рядовых воинов (алп и эр) и простолюдинов (кара будун).
Называет своим народ тюльберов.
Владетель местности и реки Эгюк-Катун (р. Уюк).
Служил правителям каганата (тенгри эль).
Тамга.
Памятник Е 11
Тёрю-Апа ("Отец закона").
В 15 лет был отправлен к императорскому двору в Китай для воспитания и образования в качестве почетного заложника, умер в 67 лет на чужбине.
Имел чин ич эрки, представитель знатного рода, имел золото, серебро, дорогие ткани, скот. Был женат на знатной китаянке. Прожил, по-видимому, большую часть жизни вдали от родных мест, но поддерживал связи с многочисленными друзьями и сородичами, много путешествовал, тосковал по родине. Текст надписи отличается изысканным стилем и поэтичностью.
Памятник Е 59
Кюлюг-Йигин, сын бега, имевшего титул ынал ёгя.
Погиб в 27 лет, сражаясь с врагами.
Знатный воин, наследник правителя.
Вне связи с родом героя упоминается народ токуз-татар. Наиболее вероятным будет предположение, что именно в бою с токуз-татарами был убит герой надписи.
Заслужил "геройское имя", погиб, сражаясь с врагами, имел добрые отношения с сородичами.
Тамга.
Сравнительный анализ древнетюркских эпитафий (включая даже самые краткие, состоящие из имени и тамги) как взаимодополняющих единое историческое повествование текстов позволяет в ряде случаев построить генеалогические таблицы родовой знати, заполнить историю тюркоязычных кочевников именами реальных лиц и представить их место в политической структуре каганатов.