Зиливинская Э.Д. Об интерпретации погребальных памятников типа «оградок»
Э.Д. Зиливинская
Москва, Институт этнологии и антропологии РАН
Об интерпретации погребальных памятников типа «оградок»
Традиция сакрализации пространства вокруг захоронения путем сооружения оградок уходит корнями в глубокую древность. В Центральной Азии оградки вокруг погребений возникают еще в эпоху бронзы. В скифское время они приобретают функции чисто поминальных сооружений, то есть сакральным становится пространство не вокруг могилы предков, а посвященное их памяти. Широкое распространение получают оградки в погребально-поминальных обрядах тюрок.
Сооружения в виде «подкурганных сырцовых оградок» составляют довольно большую группу погребальных памятников в Золотой Орде. Ранее их связывали с кочевниками, перешедшими к оседлости и подвергшимися влиянию оседлого населения золотоордынских городов. Подробное рассмотрение этой категории сооружений позволяет утверждать, что в ее трактовке было много ошибочного. Прежде всего, эти конструкции никак не связаны с кочевническими курганами, а представляют собой холмики от разрушенных и расплывшихся сырцовых построек. Сопоставление различных типов «оградок» с планировкой мавзолеев приводит к выводу, что они являются небольшими сырцовыми мавзолеями, расположенными в некрополях на окраинах городов и в степи.
К аналогичным выводам пришел Е.А. Смагулов, анализируя каменные оградки Борижарского могильника первых веков н.э. в Южном Казахстане. Таким образом, погребальные памятники типа «оградок» требуют внимательного рассмотрения. В ряде случаев они могут оказаться остатками разрушенных надмогильных сооружений, имевших перекрытия.