Carl-Gösta Ojala
Carl-Gösta Ojala / Карл-Густав Оджала Uppsala University Post Doctoral researcher, Scandinavian archaeology
|
Северная встреча с «Другим»: колониальные практики раннего Нового времени по материалам саамской археологии в Швеции
В этой статье я хотел бы обсудить некоторые аспекты колониальных, индустриальных и миссионерских проектов в саамских землях в северной Швеции в XVII и XVIII в., а также ряд проблем, с которыми сталкиваются археологи, обращаясь к изучению раннего Нового времени. Я вкратце расскажу о двух текущих историко-археологических исследовательских проектах. В первом, «Собирая Сапми: глобализация саамской материальной культуры в раннее Новое время и саамское культурное наследие сегодня», исследуется возникший в ранее Новое время интерес к материальной культуре саамов, который привёл к перемещению саамских предметов (например, барабанов и других сакральных объектов) исследователями и коллекционерами в Европе. Второй проект – «Колониальная арена: ландшафт, люди и глобализация во внутренней северной Швеции в раннее Новое время», в рамках которого исследуются ранняя индустриализация, шахтное дело и миссионерские кампании в саамских землях северной Швеции. Колониальная история раннего Нового времени и наследия Сапми (центральной территории саамского расселения) – спорная исследовательская тематика, связанная с современными конфликтами за землю и культурные права. В целом, не менее спорна и сама саамская археология, слабо развитая в современной Швеции. Существует большое напряжение между прошлым и настоящим, и археологи постоянно сталкиваются с вопросами этики и археологической политики, возникает проблема «аборигенности» в археологии и прав на культурное наследие в Швеции. Мы задаемся вопросом: как может историко-археологический подход способствовать более комплексному и тонкому пониманию колониальной истории северной Швеции и раннее Новое время, каково значение её наследия в наше время?
Encountering “the Other” in the North: Early modern colonial histories in Sápmi and Sámi archaeologies in Sweden
In this paper, I would like to discuss some aspects of the colonial, industrial and missionary projects in the Sámi areas in northern Sweden in the 17th and 18th centuries, and some of the challenges that archaeologists are facing when studying this early modern history. I will briefly present two ongoing historical archaeological research projects “Collecting Sápmi: Early Modern Globalization of Sámi Material Culture and Sámi Cultural Heritage Today”, which aims to examine early modern interest in and collecting of Sámi material culture and to follow the movement of Sámi objects (such as for instance Sámi drums and other sacred objects) between scholars and collectors around Europe, and “A Colonial Arena: Landscape, People and Globalization in Inland Northern Sweden in the Early Modern Period”, which deals with early modern industrialization, mining and missionary campaigns in the Sámi areas in northern Sweden.
Early modern colonial history and heritage in Sápmi (the core area of the indigenous Sámi population) is a contested field of study, with connections to present-day conflicts over land and cultural rights. In general, Sámi archaeology is also contested, and at the same time underdeveloped, in Sweden. In this field of tension between past and present, archaeologists face many challenging questions about the ethics and politics of archaeology, and the role of the concept of indigeneity in archaeology and heritage discourse in Sweden. How can historical archaeological approaches contribute to a more complex and nuanced understanding of the colonial history in northern Sweden in the early modern period, and its legacies today?