Наскальное искусство Северной Фенноскандии
Наскальное искусство Северной Фенноскандии принадлежит миру морских и сухопутных охотников и собирателей (присваивающее хозяйство) и в основном датируется 5-2 тыс. до н.э.
Древние наскальные выбивки, или петроглифы, – изображения, высеченные на камне. В основном это отдельные фигуры животных и человека, а также сцены сражений, морской или сухопутной охоты; часто встречаются фантастические персонажи и непонятные современному зрителю изображения. Петроглифы раскрывают перед нами удивительный и загадочный мир древних людей, изучение которого дополняется материалами археологических раскопок.
В наше время разглядеть древние выбивки на скалах достаточно сложно: они сливаются с поверхностью скалы, трещинами, естественными углублениями и кавернами. Однако, в древности наскальные изображения были хорошо видны: свежие выбивки резко отличались по цвету от полотна скальных поверхностей. Но со временем они «тускнели» и становились плохо различимыми. Возможно, в древности выбивки подкрашивались и подновлялись, что позволяло им дольше сохранять пластическую выразительность рисунка. Нанесение рисунков являлось сакральным действием и сопровождалось различными ритуалами. Несомненно, что наскальные изображения, которые современный человек воспринимает как изобразительное искусство, представляли для древнего человека нечто несоизмеримо большее.
Выявление выбивок производится путём осмотра скальных поверхностей в разных режимах освещённости, в том числе с применением зеркал и экранов, под непрозрачной плёнкой, ночью с фонарями. Документирование петроглифов состоит в выполнении протирок графитом и мелками на бумагу или ткань, фотографий, прорисовок фигур, сводных планов, описаний фигур и техники их выбивки. Общий план группы изображений (развёртка) создаётся на основе обмеров, выполненных методом триангуляции с учётом кривизны поверхностей, на которых располагаются петроглифы. Для создания плана используются прорисовки фломастером на больших листах прозрачной полиэтиленовой плёнки, которые расстилаются на поверхности скал. Фотографирование петроглифов выполняется под разными углами и при разной освещённости: при разном положении солнца над горизонтом, с зеркалами, фонарями, а также под непрозрачной плёнкой. Для изучения техники выбивки изготавливаются контактные копии с помощью пластических масс.
В 1973 г. в результате археологического обследования в связи с проектированием ГЭС на реке Поной впервые были обнаружены в Мурманской области наскальные изображения – петроглифы Чальмн-Варрэ. В 1985-86 гг. открыты две группы писаниц (нарисованные красной охрой изображения) на реке Пяйве на полуострове Рыбачий, которые пока являются единственными такого рода памятниками во всем Российском Заполярье.
В 1997 г. были открыты первые наскальные изображения на труднодоступном озере Канозеро.
В 1998-2013 гг. КАЭ проводила поиск и документирование наскальных изображений на Канозере. На 2013 г. зафиксировано 1 250 выбитых фигур.
В 2008 г. был образован муниципальный музей наскального искусства «Петроглифы Канозера», который организовал охрану наскальных изображений.
В 2011 г. КАЭ совместно с другими организациями из России, Франции, Эстонии удалось провести масштабную международную выставку «Древнее наскальное искусство европейских окраин» в ЦВЗ «МАНЕЖ». Подобные выставки до сих пор не проводились.
В 2012 г. осуществлено полное издание «Петроглифы Канозера» на русском и английском языках.
Исследования на Канозере продолжаются каждый полевой сезон.
Выполняется работа над монографией «Петроглифы Кольского полуострова и Северной Фенноскандии».
О петроглифах Канозера и работах Кольской археологической экспедиции снят полнометражный документальный фильм «Предки» студии "Rec.A" 2012 г.
Руководители проекта: